Департаментом юстиции Северо-Казахстанской области и его территориальными подразделениями оказываются 12 государственных услуг. Осуществляется это через Государственную корпорацию «Правительство для граждан», информационную систему «Государственная база данных», «Е-лицензирование», «Е-Апостиль» и на бумажных носителях, сообщает Social Media.
Органами юстиции Северо-Казахстанской области, за 2024 год всего оказано1223государственных услуг. Из них:
через Госкорпорацию было оказано – 903 услуги (2023 год – 1070);
посредством «Е-лицензирование» – 98 (2023 год – 48);
через «Портал электронного правительства» – 11 (2023 год – 8);
в бумажной форме – 73 (2023 год – 84);
отказано -138 (2023 год – 50).
Жалоб в адрес Департамента юстиции СКО на качество и сроки оказания государственных услуг не поступали, нарушений сроков не имеется. В Департаменте действует сектор дистанционного консультирования «Телефон-горячая линия», предназначенный для оказания консультации по вопросам, входящим в компетенцию органов юстиции. Все возникающие вопросы граждане могут задать по телефонам: 33-23-80; 33-37-32; 33-26-35, телефон доверия: 46-36-96, посредством WhatsApp: 8705 320 83 28, 8707 956 67 36.
На веб-сайте Департамента юстиции СКО ежеквартально размещается полная и доступная информация о государственных услугах, оказываемых Департаментом юстиции Северо-Казахстанской области с последними изменениями.
– В январе Министерство юстиции совместно с Республиканской палатой ЧСИ запустило пилотный проект по внедрению «Робота судебного исполнителя».
– Несомненно «Цифровой судебный исполнитель» имеет ряд преимуществ:
– Освобождены от расходов по оплате деятельности ЧСИ и визитов к ним, так как все действия совершаются автоматически.
– Имеется фиксация доставки и прочтения уведомления. Так после возбуждения производства до 20 МРП, робот направляет должнику уведомление с детальной информацией об упрощённом производстве по нескольким каналам (1. СМС сообщение от 1414, 2. push-уведомление в EGov Mobile).
– Робот в отличие от ЧСИ налагает арест только на 1 банковский счет в пределах суммы долга, тогда как ЧСИ арестовывает все счета.
– Для удобства граждан доступна онлайн оплата задолженности с автоматическим снятием всех мер обеспечения (аресты). Таким образом человеческий фактор полностью исключается.
– Данный проект исключает необходимости контактировать с судебными исполнителями, все действия производятся онлайн и не нужно предъявлять квитанции и прочие подтверждающие документы для прекращения производства и снятия арестов.
Ключевыми недостатками данного алгоритма являлись:
- Возбуждение исполнительного производства после оплаты долга;
- Включение расходов за отправку СМС в стоимость долга;
- Арест всех банковских счетов должника с санкции прокурора.
- Длительность совершения процессуального действия до 3 рабочих дней;
- Коррупционные риски, зависимость граждан от ЧСИ и другие.
К примеру, ранее при несвоевременном погашении задолженности гражданам приходилось оплачивать частному судебному исполнителю дополнительно до 25% от суммы штрафа.
Проект «Е-заң көмегі» предназначен для автоматизации деятельности адвокатов и юридических консультантов, их «онлайн» взаимодействия с участниками процесса и другими заинтересованными сторонами. В системе уже автоматизированы процессы гарантированной государством юридической помощи (ГГЮП) по уголовным и гражданским делам, т. е. для оказания ГГЮП органы уголовного преследования осуществляют вызов адвокатов через систему (это позволило исключить риски вызова «удобного» для дела адвоката, т. к. адвокат выбирается по алгоритму системы, поочередно из числа дежурных). Для повышения правовой грамотности и доступности получения правовой консультации Министерством в текущем году планируется внедрение чат-бота с искусственным интеллектом в мобильном приложении «Е-заң көмегі» (это позволит гражданам в режиме 24/7 получать ответы на интересующие их правовые вопросы), который при необходимости посредством видеозвонка соединяет с оператором правовой информационной службы для более детального разъяснения либо получения квалифицированной юридической помощи для граждан подлежащих гарантированной государством юридической помощи. За 2024г. Департаментом юстиции оказана юридическая помощь в рамках государственно гарантированной юридической помощи – 16602 гражданам.
Помимо этого, функционирует единая нотариальная информационная система «Е-нотариат», которая предоставляет возможность выдачи всех видов доверенностей и согласий супругов, за исключением распоряжений имущества в онлайн режиме посредством видеозвонка. За 2024г. нотариусами области удостоверено 210 доверенностей и выдано 249 согласий. Таким образом, Департаментом юстиции проводится комплексная работа над повышением правовой грамотности населения, чтобы каждый гражданин имел возможность уверенно пользоваться своими правами и получать необходимую юридическую поддержку в любой жизненной ситуации, оказываются бесплатные юридические консультации адвокатами и юридическими консультантами области на постоянной основе.
В Северо-Казахстанской области, состоящей из 13 районов и 181 сельского округа, успешно реализуется проект «Кабинет права». Это уникальная инициатива, направленная на повышение доступности правовой информации и помощь гражданам. В каждом сельском округе создан правовой кабинет, расположенный в здании акимата. Здесь обеспечен доступ к информационным системам «Әділет» и «Е-өтініш», представлены материалы для разъяснения законодательства. Граждане могут получить консультации по интересующим их вопросам.
Для удобства жителей разработаны отдельные сайты и мобильные версии. Благодаря внедрению QR-кодов, каждый может оперативно получить доступ к государственным базам данных, правовой информации и электронным услугам. Проект ориентирован на потребности сельских жителей, предоставляя им возможность решать правовые вопросы, не выезжая за пределы своего округа. Таким образом, даже в самых отдалённых районах области каждый гражданин может эффективно взаимодействовать с государственными органами.
Инициатива направлена на повышение уровня правовой грамотности населения и укрепление доверия к государственной системе. Доступность правовой информации и простота её получения стали ключевыми преимуществами проекта. Правовые кабинеты, уже зарекомендовали себя как эффективный инструмент взаимодействия государства и граждан. Этот опыт может стать примером для внедрения подобных инициатив в других регионах страны.