Депортация чеченцев и ингушей 23 февраля 1944 года стала в Советском Союзе самым массовым переселением народов, обвиненных в измене родине. О том как это было рассказывает Social Media. В этот день 1944 года началось насильственное выселение почти полумиллиона чеченцев и ингушей из Чечено-Ингушской АССР и прилегающих территорий, в Казахстан и Киргизию.
В труднодоступных местностях при сложности с депортацией уничтожали целые поселения вместе со всеми жителями, если те не могли спастись. Операция «Чечевица» стала самой массовой депортацией в советской истории. Операция по принудительному переселению под этим названием продлилась до 9 марта и навсегда осталась исторической травмой для вайнахов.


В ходе депортации и в первые годы после нее погибли примерно 23 тысячи ингушей, что составляло до трети от общей численности.
Почти полмиллиона человек были погружены в вагоны для перевозки скота и выселены в северные районы Казахстана и Киргизии, якобы «за пособничество фашистским захватчикам». В то же время тысячи чеченцев, ингушей и других представителей народов Кавказа воевали на фронтах Великой Отечественной.

Руководитель чечено-ингушского центра «Вайнах» Тайыншинского района Исса Гериханович Боков рассказал, что депортация чеченцев и ингушей 23 февраля 1944 года стала в Советском Союзе самым массовым переселением народов, обвиненных в измене родине. Почти полмиллиона человек были погружены в вагоны для перевозки скота и выселены в северные районы Казахстана и Киргизии, якобы «за пособничество фашистским захватчикам».
Отец и дядья Иссы Бокова так же воевали, и, как рассказывала мать, были вызваны с фронта якобы в отпуск, а потом отправлены в Казахстан к семьям. Там они были лишены погон, всех наград и званий, и права вернуться на историческую родину.
По рассказам матери Исса Боков помнит и передает своим детям и внукам историю тез тяжелых дней, когда благодаря казахскому народу депортированным не просто удалось выжить на новом для них месте, но и обрести вторую родину.
«В семье нас у нас восемь детей – четыре брата и четыре сестры. Отец умер рано, мать воспитала нас одна. Все дети получили высшее образование.
По рассказу матери 23 февраля утром в село на грузовиках приехали бойцы с автоматами и собаками, оцепили дома дали людям полчаса на сборы. В то время все мужское население ушло на фронт. Люди были в замешательстве, старики, женщины и дети метались о дома к дому, не понимая сути происходящего. Бабушка Иссы успела прихватить только ведро кукурузной муки – основного продукта, из которого делали хлеб чеченцы и ингуши.
Людей погрузили в вагоны для перевозки скота и целый месяц везли в Казахстан. Мужчин и женщин не разделяли, всех поместили вперемежку, а это было неприемлемо для гордых горцев. Мужчины даже не могли справить малую нужду и зачастую умирали от лопнувшего мочевого пузыря. В пути трупы просто выбрасывали, не давая родственникам по-человечески похоронить своих близких.

Много людей не могли пережить этот период и умирали, так даже хоронить их власть не разрешала на общем кладбище вблизи села, а заставляли нести покойников за пять километров от села, в мороз по бездорожью. Казахи и тут помогали, предоставляя повозки с лошадьми и другой посильный транспорт, помогали копать могилы.
Исса Боков рассказывает, что сегодня та поляна постепенно зарастает молодыми соснами и елями, но там есть даже могилы, где похоронены целые семьи. В одной из могил захоронены сестры и братья матери Иссы, его бабушка.
«Мы эту могилу смогли отыскать только в 2006 году и установили там черный камень, в память о всех репрессированных. Теперь все четыре брата – мы каждый год ездим на это место и на могилу отца, и, как видно по протоптанной тропинке, другие люди тоже посещают это место, отдавая дань памяти.
Многие представители народов Кавказа, когда это стало возможным, вернулись на родину, а многие обрели ее здесь в Казахстане, вырастили своих детей, которые продолжают жить в дружной семье казахстанских этносов.


