В Казахстане идет апробация технологии «теплого асфальта», которая может существенно изменить подход к дорожному строительству, особенно в холодных регионах, к коим относится и Северо-Казахстанская область, сообщает Social Media.
Казахстанский дорожный научно-исследовательский институт (КаздорНИИ) тестирует инновационную технологию на автодорогах республиканского значения. Главная цель – расширить возможности строительства и ремонта дорог в условиях низких температур, что особенно актуально для северного Казахстана, включая Северо-Казахстанскую область, где продолжительность строительного сезона традиционно ограничена суровыми климатическими условиями.
Традиционно укладка асфальтобетонной смеси требует высоких температур. Стандартный асфальт укладывается при температуре 125-130 градусов и требует, чтобы температура воздуха была не ниже +5 градусов. Однако разработка КаздорНИИ предлагает новую добавку, позволяющую снижать температурный порог приготовления до 90 градусов и укладывать асфальт при температурах до -10 градусов. Это новшество позволяет продолжать дорожные работы даже в межсезонье, когда обычные асфальтобетонные смеси невозможно использовать.
Технология «теплого асфальта» имеет несколько ключевых преимуществ. Прежде всего, она обеспечивает энергосбережение на этапах подготовки смеси и ее уплотнения. Пониженная температура приготовления смеси позволяет значительно сократить расходы на нагрев, что снижает затраты на энергию и уменьшает углеродный след. Это особенно важно с точки зрения экологической устойчивости, так как использование теплого асфальта способствует снижению выбросов углерода, что согласуется с задачами экологической политики Казахстана.
Кроме того, новая технология сохраняет важные физико-механические свойства покрытия: сцепление между вяжущими и минеральными материалами остается на высоком уровне. Это обеспечивает прочность и долговечность покрытия, что особенно важно в условиях частых перепадов температуры и морозов, характерных для северных регионов Казахстана. Лабораторные испытания, проведенные КаздорНИИ в Алматы, показали, что показатели прочности, износостойкости и водостойкости новой смеси соответствуют, а в ряде случаев даже превышают стандарты горячих асфальтобетонных покрытий. Теплый асфальт продемонстрировал повышенную устойчивость к воздействию влаги и морозов, что делает его более эффективным для использования в условиях сурового климата.
Практическая апробация технологии была проведена на участке автодороги республиканского значения «Курты-Бурылбайтал». Если испытания покажут положительные результаты, технология может быть внедрена на более широких участках, что позволит значительно продлить строительный сезон, ускорить выполнение крупных дорожных проектов и сократить затраты. В Северо-Казахстанской области такие решения могут стать основой для повышения качества дорог и оптимизации дорожного строительства в условиях короткого сезона. Это особенно важно для Петропавловска и других населенных пунктов региона, где климатические условия делают ремонт дорог трудоемким и кратковременным процессом.
Использование «теплого асфальта» также открывает перспективы для более эффективного и качественного ремонта не только республиканских трасс, но и местных дорог, которые находятся под постоянным воздействием температуры, влаги и сезонных циклов замораживания и оттаивания. В городах и отдаленных районах, где температурные перепады особенно резкие, новый асфальт может продлить срок службы покрытия, что снизит расходы на его частое обновление.
Технология теплого асфальта также является частью общемировой тенденции к экологичному строительству и сокращению углеродного следа. Внедрение этой технологии будет способствовать уменьшению выбросов углерода, связанных с нагревом асфальтобетона, что делает её перспективной и с точки зрения соответствия международным стандартам устойчивого развития.