Четверг, 28 ноября, 2024

Народный новостной портал №1 в Петропавловске

ДомойНовости Петропавловска и СКООбщественный совет СКО обсудил, как не допустить повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги

Общественный совет СКО обсудил, как не допустить повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги

На минувшей неделе прошло заседание Общественного совета Северо-Казахстанской области, сообщает Social Media. Его темой было недопущение необоснованного роста тарифов на коммунальные услуги. Так же обсуждалась возможность поддержания баланса интересов между потребителями и субьектами естественных монополий.

С докладом выступил руководитель РГУ «Департамент комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики РК по Северо-Казахстанской области Дамир Токтамысов, который рассказал о том, как департамент стремится не допустить необоснованного роста тарифов на коммунальные услуги, и при этом постараться соблюсти баланс интересов потребителей и монополистов.

Кстати, за первый квартал 2024 года поступило 34 заявок, 4 заявлений субъектов естественных монополий (СЕМ) на утверждение тарифов и тарифных смет и 5 информация СОЗР Из них рассмотрено и утверждено -21; отказано в рассмотрении -13; находятся в работе 9 заявок.

Затем свое мнение высказали члены Общественного совета (ОС) СКО Евгений Кинцель и Владимир Притчин. Для начала был разъяснен принцип работы нашей ТЭЦ, который заключается в том, что нагретая вода, превращаясь в пар, при высоком давлении и высокой температуре, вращает турбины, которые вырабатывают электроэнергию, а перегретый пар, после прохождения турбин отбирается и пускается на отопление жилых и промышленных сооружений.

Члены ОС на примере одного предприятия ознакомили присутствующих с информацией по ежегодному повышению тарифов на электрическую и тепловую энергию за период с 2014-2024 год.

В январе 2014 года тариф по электрической энергии составлял 13,7 тенге за кВт/ч, а в январе 2024 года уже составил 27,14 кВт/ч.,то есть за 10 лет тариф на электрическую энергию по сравнению с 2014 годом вырос на 106,1%, то же самое с тарифом по тепловой энергии в январе 2014 года он составлял 4134,67 тенге за г/Кал, а в январе 2024 года уже составил 11596,09 тенге за г/Кал. Следовательно, тариф на тепловую энергию по сравнению с 2014 годом вырос на 180 %.

К слову для сравнения: г.Кокшетау – областной центр обеспечивается теплом из двух районных котельных и двух пригородных котельных, отапливающих пригородные села Красный яр и Станционный. На сегодняшний день организация “Кокшетау Жылу” обеспечивает центральным теплоснабжением более 4 тысяч объектов и стоимость тепловой энергии для юр.лиц в 2024 году за 1 г/Кал составляет 6 958 ,56 тенге.

Важно отметить, что отопление является вопросом выживания в холодных климатических условиях, и доступ к теплу должен быть обеспечен для всех граждан. Поэтому открытый диалог между компанией и обществом является важным шагом в поиске справедливых решений.

Повышение тарифов на тепло всегда вызывает споры и обсуждения, но важно, чтобы общество и компании могли найти баланс между обеспечением приемлемых условий для предприятий и обеспечением доступности отопления для всех слоев населения. Публичные слушания между сторонами могут стать ключевым фактором в поиске компромиссного решения, которое удовлетворит все интересы.

Согласно данным, на 2024 год износ оборудования Петропавловской ТЭЦ-2 составляет 57,32 процентов, Северо-Казахстанской РЭК – на 96,6%, теплосетей – на 77,5%.
Вот только каким образом коммунальная энергетика дошла до такого состояния, и почему население из своего кармана должно исправлять многолетние ошибки, ответа получить до сих пор так и не удается.

С другой стороны в бюджете монополистов заложены расходы, как на их текущее содержание, так и на дальнейшее развитие. Они проходят в смете как амортизационные отчисления и инвестиционные программы. Огромный запас амортизационных средств позволяет монополисту сделать ремонт и восстановление основных средств, не повышая тарифы.

Нашим монополистам не стоит постоянно покупать новое оборудование. Во-первых, у них есть свои резервы, которые они могут задействовать в крайних случаях. Имеется в виду дублирующее производство в виде запасных насосных станций, котлов и т.д. Во-вторых, у них есть свои ремонтные мастерские, оснащённые всем необходимым для починки вышедших из строя агрегатов. Поэтому не имеет смысла закупать всегда что-то новое, когда можно починить старое или использовать дублирующее производство. И даже когда кто-то из монополистов говорит, что у них не хватает узких специалистов или мощностей ремонтных мастерских, то ничего страшного. На рынке работает немало профильных предприятий, которые готовы выполнить ремонт любой степени сложности, лишь бы им платили

По мнению членов ОС, ничего нового выдумывать не надо, просто нужно проконтролировать, чтобы монополисты соблюдали нормы и правила и провели модернизацию инфраструктуры за счет прибыли, которую они все эти годы получали… Возникает резонный вопрос: если им требуются инвестиции, то, может, имеет смысл отказаться от существующей практики и вести регулирование соблюдения ими технических и бухгалтерских нормативов?

Также члены ОС отметили, что на балансе у «Отдела ЖКХ» акимата города Петропавловска числится 376 объектов теплоснабжения, общей протяженностью 71 421 погонных метров, в доверительном управлении ТОО «Петропавловские тепловые сети» находится 113 объектов теплоснабжения, общей протяженностью 10 016,8 погонных метров, которые изготовлены из современного материала, обработаны полиуретаном и сверху полиэтиленовые трубы. Что сводит теплопотери к 0 . Однако за тепловую энергию в 2023 году акимат г.Петропавловска оплатил 382 262,59 тыс.тенге. На каком основании акимат платит за теплопотери?

Напомним, что в 2022 году был суд по вопросу правомерности начислений ТОО “Севказэнергосбыт” за тепловые потери для населения Петропавловска, имеющего приборы учета, расположенные не на границе балансовой принадлежности.

Суд признал незаконными действия ТОО “Севказэнергосбыт” по произведению начислений за тепловые потери и обязал ТОО “Севказэнергосбыт” прекратить произведение начислений.

Каждый тенге, на который возросла стоимость тепловой энергии, электроэнергии, в итоге отражается на стоимости продуктов питания, услуг, товаров повседневного массового спроса и т.д. Все это ведет к разрушению малого бизнеса. Многие предприниматели арендуют помещения и в связи с повышением тарифов арендодатель вынужден повышать арендную плату и чтобы хоть как-то возместить свои расходы, арендатор (который вынужден оплачивать повышенную арендную плату) в свою очередь повышает цену на свой товар.

Члены ОС отметили, что сейчас по многим позициям цены в СКО выше, чем в других областях, а доходы населения у нас существенно ниже. Иначе нас ждет – и очень скоро – свертывание малого бизнеса со всеми вытекающими социальными последствиями. Пока цены на электричество и тепло будут расти, ни о какой конкурентоспособности нашей экономики не может быть и речи. Хуже того, малый и средний бизнес вообще могут приказать долго жить. А ведь на его развитие как на массовую базу экономики делается ставка во всех программах развития страны. Раньше, если сравнивать цены на любой товар с соседним Омском у нас цены были намного ниже и к нам ездили закупаться. А теперь у нас цены в полтора и более раз выросли по сравнению с Омском. Наш президент неоднократно говорил: «Правительству необходимо системно и предметно заниматься вопросами ценообразования и тарифов. Это касается и товаров и услуг естественных монополистов.»

Общее мнение членов ОС свелось к тому, что Департаменту комитета по регулированию естественных монополий министерства национальной экономики РК по Северо-Казахстанской области необходимо провести тщательный анализ с учётом высказанных мнений и предложений и разобраться в явных и скрытых причинах ежегодного повышения тарифов на электрическую и тепловую энергию. Необходимо проводить общественный мониторинг и контроль над субъектами естественных монополий и доминантов на товарном рынке. Иначе бюджетные средства и дальше будут расходоваться непрозрачно. А это, в свою очередь, даст повод потребителям сомневаться в законопослушности отдельных монополистов. Нужно чтобы потребители могли проверять смету монополистов. Они должны знать, не завышена ли она и куда вообще деваются наши деньги. На сегодняшний день никакой госорган не контролирует сегодня целевое использование монополистами бюджетных средств. Технадзор только смотрит, правильно ли коммунальщики провели свои ремонтные работы в соответствии с техническими требованиями, и всё.

Отметим,что полемика вокруг тарифной политики монополистов может продолжаться годами, потому что действует принцип: сколько людей, столько и мнений. В любом случае общественность должна знать, на какие цели коммунальщики собираются тратить деньги, полученные с потребителей, и на что и куда они ушли в конечном итоге.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Популярное

Последние комментарии