Храм муз – так переводится с греческого слово музей – просветительское, мемориальное учреждение, которое комплектует, хранит, изучает, популяризирует памятники естественной истории, материальной и духовной культуры, рассказывает Social Media. В 2024 году исполняется 100 лет Северо-Казахстанскому Областному краеведческому музею, история которого началась в далеком 1924 году, и длится до сих пор, сохраняя материальные и не очень свидетельства истории.

По официальным документам история музея начинается 1 января 1924 года. Первым руководителем музея Акмолинской губернии был Иван Прокопьевич Дьячков. Он имел среднее образование, после окончания Петропавловского реального училища, и до назначения на должность директора музея был учителем математики. Иван Прокопьевич был инициативным человеком, краеведом и талантливым организатором.

Сауле Зейнуллиновна рассказала, что коллектив в то время состоял всего из трех человек, включая директора, но несмотря на это они смогли провести большую и плодотворную работу по сбору экспонатов и документального материала для экспозиции.

В то время в СССР активно проповедовался лозунг, что каждый гражданин страны должен быть краеведом, и следуя ему направлениями работы музея были определены изучение истории региона, его животного и растительного мира, полезных ископаемых на его территории.
Сауле Маликова рассказала, что в исторических документах, имеющихся в архиве есть план 1925 года, по которому даже в небольших населенных пунктах области должны создаваться музеи, а так же рекомендации к их наполнению. По планам музей должны рассказывать об истории села, там должна быть его карта, иллюстрированный материал в виде рисунков и фотографий и т. д. – всего десять позиций.

В те годы еще были живы участники восстания 1916 года, и работа по сбору воспоминаний и документальных свидетельств тех событий уникальна.

В 1925 году Киргизская АССР была переименована в Казахскую АССР в составе РСФСР, и к этому событию были выпущены книги «Наш край», справочник «Петропавловск – вчера и сегодня». Если до 1925 года сбор и систематизация материалов велась в основном на энтузиазме сотрудников, то именно после 1925 года, когда научную составляющую начала курировать Академия наук Казахстана, эта работа приобрела системный характер.

Кроме «Общества изучения Казахстана» в конце 20-х в области была создана региональная организация краеведов.
В 1930 году состоялся первый в Республике слет краеведов, на котором рассматривались вопросы истории, а так же защиты и охраны природы. На нем выступали известные люди, исторические личности Казахстана – Жандос Садвокасов, профессор Санжар Асфендияров, и другие руководители различных ведомств и организаций, что говорит о большом внимании к истории и музейному делу в Республике. С того времени по предложению общества краеведов в Казахстане начали создаваться краеведческие кружки: в Петропавловске это было губернское общество по изучению местного края, в Кокчетаве его уездное отделение, а в Акмолинске был кружок музея.

Сауле Зейнуллиновна рассказала, что по документам фонда Краеведческого музея отслеживается вся его история, в том числе пополнения фондов экспонатами, научная работа по историческим и естественным направлениям.
В поздних документах сотрудники музея уже именуются научными сотрудниками, что говорит о возросшей роли музея в научном сообществе. В музее шла и идет сегодня полноценная работа по изучению края по всем направлениям, включающим полезные ископаемые, растительный и животный мир, и конечно исторические процессы, происходившие в стране и регионе.

Заместитель директора музея Еркен Шалкенов, говоря об истории музея, отметил важную роль в развитии музейного дела в области Константина Сергеевича Ушкова. Сорок из ста лет существования музея он был его руководителем.
Участник Великой Отечественной Войны К. С. Ушков был назначен на должность директора в 1947 году. Неуемный и активный патриот своего края, Константин Сергеевич в дальнейшем был удостоен звания Почетного работника культуры Казахской ССР.
Именно с его приходом в 40-50 годы стали использовать новые методы работы, подход к сбору экспонатов стал научным, и поступившие предметы проходили экспертизу в Академии наук Казахстана для определения их исторической ценности. В 1970 году Северо-Казахстанский музей участвовал во Всесоюзном смотре работы музеев,по итогам которого музей был награжден дипломом за успешную работу по комплектованию фондов.
В 1968 году музей переехал в историческое здание – дом купца-коммерсанта Аркеля 1891 года, а в 1972 году к музею перешел и дом купцов Стреловых. В 1982 году эти два исторических особняка, в которых располагается музей, были соединены современной кирпичной вставкой, и сегодня музей занимает целый комплекс зданий, простирающихся на целый квартал улицы Конституции Казахстана.
При К.С. Ушкове в музее были открыты отдел искусства, археологии, приглашались видные казахстанские ученые. В 1975 году за вклад в музейное дело и сохранение историко-культурного наследия К.С. Ушков был награжден орденом «Знак почета».
На начало 2024 года музейный фонд насчитывает более 350 тысяч единиц хранения, из которых основной фонд составляют более 135 тысяч. Большую часть фонда музея составляют археологические коллекции, представляющие пятнадцать археологических культур за за сорок тысяч лет. Эти коллекции дополнены научными архивными документами.
Весь это фонд, его целостность и систематичность привлекают в Петропавловск ученых из самых разных стран. С фондами музея, кроме казахстанских и российских работали ученые из Корей, Германии, США. Работы этих деятелей науки во многом опираются на данные, взятые из фондов Северо-Казахстанского крваеведческого музея.

Сегодня в музее на постоянной основе ведется пять образовательных проектов: «В гармонии с природой», «Дороги в прошлое», «Шагнувшие в вечность», «Сохраним традиции», и «Праздники народного календаря». Они нацелены в основном на детскую аудиторию, и каждый выполняет свою задачу, но есть общая цель – сделать музей центром общения.
Еркен Коспанович отмечает актуальность проектов сложностью образовательных программ в школе, когда дети не успевают углубленно изучить те или иные вопросы учебной программы. В музее они в интерактивной форме могут восполнить эти пробелы, и все это на научной основе и в доступной, иногда игровой форме. Обязательным элементом является творческое сотрудничество, когда дети не просто слушают, а активно участвуют в проекте. Эта деятельность не ограничивается пространством музея, а проходит на выезде в школах, лагерях и т. д.

Все это возможно благодаря работе коллектива,состоящего из научных сотрудников разных направлений. В 2001 году в музее был открыт научный центр «Асыл мура», занимающийся преимущественно краеведением. За годы его существования сотрудниками центра было издано более 80 книг. Кроме того музейными работниками за год публикуются более сорока статей в средствах массовой информации.

