За время Независимости в Республике Казахстан появилось множество памятников и мемориальных досок героям, чьи имена были подняты из архивов, в том числе специальных, секретных, сообщает Social Media. Они появились в исторической картине прошлого Казахстана после того, как ученые-историки переосмыслили многие факты, порой однобоко и однозначно трактуемые в советское время.
Сегодня, после глубокого изучения, очень многие события открываются более полно, и люди, раньше признанные врагами на официальном уровне, или же просто неизвестные широкому кругу, вдруг открываются по новому. Но, как говориться – лучше поздно, чем никогда.
Одним из этих людей является Укили Ыбрай – казахский народный композитор, известный поэт-импровизатор, один из представителей классической народной музыки. Горожане хорошо знают этот памятник, расположенный между двумя супермаркетами на улице Конституции Казахстан, но немногие, если не сказать почти никто не знает, что имя его кроме музыки так же связано с событиями столетней давности, происходившими на территории нашей области.


В 1921 году всюду происходили стихийные митинги, на которых народ требовал прекратить беспредел продотрядов и отрядов ЧОН. В дальнейшем начались вооруженные выступления, которые в конце концов были жестоким образом подавлены, с большим количеством жертв с обеих сторон.
«Известно, что Укили Ыбырай был острословом, в песнях и стихах высмеивал недостатки людей, невзирая на их положение. Он был поэтом-импровизатором, участвовал в айтысах, в которых мог острым словом задеть людей, в том числе имеющих отношение к власти. Как известно доносы были в то время в чести, и Укили Ыбырай не избежал этого. После одного из них его арестовали, но потом, учтя возраст и уважение людей отпустили. Но все равно в 1930 году один из доносов дошел до более высокого руководства, и было принято решение арестовать Укили Ыбырая. 72-летний поэт оказался в тюрьме по серьезному обвинению – содействие и помощь повстанцам 1921 года. Несмотря на то, что с тех пор прошло уже девять лет, ему предъявили обвинение в том числе в укрывательстве повстанцев, якобы он предоставлял им лошадей, а так же не донес властям о местонахождении противников власти.
Вместе с Укили Ыбраем было арестовано еще четыре человека, все они были приговорены к высшей мере наказания, которую в последний момент акыну заменили на десять лет лагерей. Укили Ыбрая Сандыбаева отправили в лагерь на крайнем севере, после чего его следы потерялись, по всей вероятности пожилой акын не перенёс тягот этапа и заключения и умер.» – поведала Людмила Александровна.
В 50-х годах прошлого века Укили Ыбырай при поддержке Сабита Муканова сумел избавиться от клейма «враг народа», однако до сих пор неизвестно, где захоронены его останки, какая земля стала его последним пристанищем.
Кроме памятника в центре Петропавловска имя Укили Ыбырая увековечено в названии его родного села на территории Айыртаусского района СКО, так же есть большой памятник на автотрассе из Бурабая в сторону Астаны.
Людмила Александровна отмечает тенденцию последних лет, когда идет увековечивание памяти людей, пострадавших от коммунистического режима в период репрессий 20-50 годов.

Л.А.Гривенная рассказала, что В.И.Черемесинов был очень известным человеком в Петропавловске еще до революции. Я являясь купцом второй гильдии, он был меценатом. Черемесинов был членом Городской думы, А в сорокалетнем возрасте его избирают на должность городского головы. Возложив на свои плечи все тяготы управления городским хозяйством, он трудился на этом посту с 1906 по 1915 годы . Сохранились документы, свидетельствующие о его деяниях: планировка городских кварталов, постройка новых учебных заведений и больницы, устройство летнего вокзала в городском саду «во удовольствие горожан».



Еще одна личность 20-х годов прошлого столетия в Петропавловске в советский период истории была долгое время забыта, и только в годы независимости с открытием архивов стало известно о трагической судьбе этого человека.


На сайте Митрополичьего округа Республики Казахстан это событие описывается так: 17 февраля 1921 года владыка служил Божественную литургию в Никольской церкви в Петропавловске. После молебна он вышел со словом примирения на площадь к собравшемуся перед храмом народу, и здесь перед храмом был заколот штыками. Убитому епископу красноармейцы нанесли еще несколько штыковых ран, а затем в одну из ран вонзили крест.

В архивах хранятся тысячи имен невинно репрессированных граждан. По данным исследователей в период с 1920 по 1939 годы число жертв политики тоталитаризма достигло 4 миллионов. Из них более 2.2 млн умерли от голода в 1921-1922 и 1931-1933 годах, около 1.2 млн бежали за границу, более 115 тыс. были осуждены в 1937-1939 годах по политически мотивированным обвинениям, в том числе 27 тысяч были приговорены к расстрелу. Из 27 тысяч расстрелянных 60% были представителями интеллигенции.
Кроме того в лагеря и казахские аулы, расположенные на территории Казахстана, насильственно переселено более 1,5 миллиона немцев, поляков, корейцев, чеченцев, турок, греков, крымских татар, народов Кавказа и представителей других этносов.
Сегодня для полиэтнического, независимого молодого государства очень важно извлечь уроки из истории, чтобы не повторились трагедии прошлых лет.

