За время Независимости в Республике Казахстан появилось множество памятников и мемориальных досок героям, чьи имена были подняты из архивов, в том числе специальных, секретных, сообщает Social Media. Они появились в исторической картине прошлого Казахстана после того, как ученые-историки переосмыслили многие факты, порой однобоко и однозначно трактуемые в советское время.
Сегодня, после глубокого изучения, очень многие события открываются более полно, и люди, раньше признанные врагами на официальном уровне, или же просто неизвестные широкому кругу, вдруг открываются по новому. Но, как говориться – лучше поздно, чем никогда.
Одним из этих людей является Укили Ыбрай – казахский народный композитор, известный поэт-импровизатор, один из представителей классической народной музыки. Горожане хорошо знают этот памятник, расположенный между двумя супермаркетами на улице Конституции Казахстан, но немногие, если не сказать почти никто не знает, что имя его кроме музыки так же связано с событиями столетней давности, происходившими на территории нашей области.
Творчество известных поэтов – певцов, таких как Орынбай, Арыстанбай, Шоже, Биржан, Акан, Болуан Шолак, Тезекбай явилось основой, на которой он сам сформировался как поэт, певец. Им написано множеств произведений музыкального и устного творчества. Песни Ыбырая полны энергии задора, мелодичные, нежные, наполнены искренним чувством и оптимизмом. Мелодию «Гакку» использовал Е. Г. Брусиловский в опере «Кыз Жибек» (основная ария Жибек), а мелодию «Арарай» – в опере «ЕрТаргын» (ария Акжунус). Несмотря на такую известность в культурной среде об обстоятельствах ареста и смерти поэта известно очень мало.
Кандидат исторических наук, доцент, член Государственной комиссии по полной реабилитации жертв политических репрессий Людмила Александровна Гривенная уже более двадцати лет занимается изучением протестов и народных восстаний 20-30-х годов на территории Казахстана. Она рассказала, что часть документов, касающихся Западно-Сибирского восстания, которое проходило в том числе на территории нашей области, все еще находится под грифом секретности, но есть данные, что Укили Ыбрай имел косвенное отношение к этим событиям, от чего, возможно, и пострадал.
В 1921 году всюду происходили стихийные митинги, на которых народ требовал прекратить беспредел продотрядов и отрядов ЧОН. В дальнейшем начались вооруженные выступления, которые в конце концов были жестоким образом подавлены, с большим количеством жертв с обеих сторон.
«Известно, что Укили Ыбырай был острословом, в песнях и стихах высмеивал недостатки людей, невзирая на их положение. Он был поэтом-импровизатором, участвовал в айтысах, в которых мог острым словом задеть людей, в том числе имеющих отношение к власти. Как известно доносы были в то время в чести, и Укили Ыбырай не избежал этого. После одного из них его арестовали, но потом, учтя возраст и уважение людей отпустили. Но все равно в 1930 году один из доносов дошел до более высокого руководства, и было принято решение арестовать Укили Ыбырая. 72-летний поэт оказался в тюрьме по серьезному обвинению – содействие и помощь повстанцам 1921 года. Несмотря на то, что с тех пор прошло уже девять лет, ему предъявили обвинение в том числе в укрывательстве повстанцев, якобы он предоставлял им лошадей, а так же не донес властям о местонахождении противников власти.
Вместе с Укили Ыбраем было арестовано еще четыре человека, все они были приговорены к высшей мере наказания, которую в последний момент акыну заменили на десять лет лагерей. Укили Ыбрая Сандыбаева отправили в лагерь на крайнем севере, после чего его следы потерялись, по всей вероятности пожилой акын не перенёс тягот этапа и заключения и умер.» – поведала Людмила Александровна.
В 50-х годах прошлого века Укили Ыбырай при поддержке Сабита Муканова сумел избавиться от клейма «враг народа», однако до сих пор неизвестно, где захоронены его останки, какая земля стала его последним пристанищем.
Кроме памятника в центре Петропавловска имя Укили Ыбырая увековечено в названии его родного села на территории Айыртаусского района СКО, так же есть большой памятник на автотрассе из Бурабая в сторону Астаны.
Людмила Александровна отмечает тенденцию последних лет, когда идет увековечивание памяти людей, пострадавших от коммунистического режима в период репрессий 20-50 годов.
Одним из них является Владимир Иванович Черемесинов. В центральной части города в 1895 году был выстроен мануфактурный магазин Черемисинова – председателя городской управы. Этот комплекс по архитектурному стилю не спутаешь ни с каким другим зданием нашего города. На старых фотоснимках с видами г.Петропавловска начала XX века – это большой мануфактурный магазин, на фасаде которого, как визитная карточка, имя владельца – В.И. Черемисинова. В 2011 году на этом здании по улице Конституции Казахстана была установлена памятная мемориальная доска.
Л.А.Гривенная рассказала, что В.И.Черемесинов был очень известным человеком в Петропавловске еще до революции. Я являясь купцом второй гильдии, он был меценатом. Черемесинов был членом Городской думы, А в сорокалетнем возрасте его избирают на должность городского головы. Возложив на свои плечи все тяготы управления городским хозяйством, он трудился на этом посту с 1906 по 1915 годы . Сохранились документы, свидетельствующие о его деяниях: планировка городских кварталов, постройка новых учебных заведений и больницы, устройство летнего вокзала в городском саду «во удовольствие горожан».
В списке добрых дел Черемесинова для города установка водяных насосов, подключение около ста телефонных номеров, был создан резервный благотворительный фонд. На эти средства содержались детские дома, приюты для бездомных и престарелых людей. Черемесинов оказывал содействие в строительстве Храма всех святых и православной гимназии при нем.
Людмила Александровна Гривенная рассказала, что даже после изучения уголовного дело купца Черемесинова осталось очень много вопросов, касающихся обстоятельств его смерти.
«Согласно уголовному делу он был расстрелян в феврале 2021 года как участник Западно-Сибирского восстания на территории Северо-Казахстанской области. Но во время работы в архивом Президента РК я нашла немного другую формулировку обвинения, где Владимир Черемесинов был обвинен в участии в контрреволюционной организации Волкова, которая существовала в колчаковский период, и содействии белому движению. Даже дата смерти согласно записи акта гражданского состояния, которая и указан да памятной доске – 3 марта. В то же время в уголовном деле написано, что Черемесинов был приговорен к высшей мере наказания с конфискацией имущества 25 февраля, и приговор был приведен в исполнение ночью 26 февраля.» – рассказала Людмила Александровна. По ее мнению открытие ранее недоступных архивов позволяет пользуясь данными из разных источников, по крупинкам составлять общую картину и доискиваться до истины, чтобы узнать судьбу репрессированных людей.
Еще одна личность 20-х годов прошлого столетия в Петропавловске в советский период истории была долгое время забыта, и только в годы независимости с открытием архивов стало известно о трагической судьбе этого человека.
За время гонений на церковь под репрессии попали десятки тысяч священнослужителей, и один из них православный священнослужитель епископ Мефодий Красноперов, был убит красноармейцами 17 февраля 1921 года, прямо во время церковной службы, в храме вблизи железнодорожного вокзала города. В эти дни Западная Сибирь была охвачена крестьянским восстанием, в Петропавловске так же шли бои, красную армию теснили, но вокзал еще оставался в ее руках.
Людмила Александровна Гривенная отмечает, что епископ Мефодий был очень образованным человеком и закончил не только духовную семинарию, но и Вятскую духовную академию.
На сайте Митрополичьего округа Республики Казахстан это событие описывается так: 17 февраля 1921 года владыка служил Божественную литургию в Никольской церкви в Петропавловске. После молебна он вышел со словом примирения на площадь к собравшемуся перед храмом народу, и здесь перед храмом был заколот штыками. Убитому епископу красноармейцы нанесли еще несколько штыковых ран, а затем в одну из ран вонзили крест.
В августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви епископ Мефодий был канонизирован и причислен к лику святых. В честь него назван храм вблизи стадиона «Жастар», установлен бюст возле Храма Вознесения Господня в 19 микрорайоне и мемориальные доски на всех храмах г. Петропавловска, а так же на храмах в районе имени Габита Мусрепова в селах Чистополье и Новоишимка.
В архивах хранятся тысячи имен невинно репрессированных граждан. По данным исследователей в период с 1920 по 1939 годы число жертв политики тоталитаризма достигло 4 миллионов. Из них более 2.2 млн умерли от голода в 1921-1922 и 1931-1933 годах, около 1.2 млн бежали за границу, более 115 тыс. были осуждены в 1937-1939 годах по политически мотивированным обвинениям, в том числе 27 тысяч были приговорены к расстрелу. Из 27 тысяч расстрелянных 60% были представителями интеллигенции.
Кроме того в лагеря и казахские аулы, расположенные на территории Казахстана, насильственно переселено более 1,5 миллиона немцев, поляков, корейцев, чеченцев, турок, греков, крымских татар, народов Кавказа и представителей других этносов.
Сегодня для полиэтнического, независимого молодого государства очень важно извлечь уроки из истории, чтобы не повторились трагедии прошлых лет.