Предприятие по производству подвижного состава ТОО «ЗИКСТО», входящее в состав крупнейшего машиностроительного холдинга страны Railways Systems KZ, демонстрирует устойчивую динамику развития и укрепляет статус ключевого промышленного объекта Северо-Казахстанской области, сообщает Social Media.
Завод, расположенный в Петропавловске, не только сохраняет стратегическое значение для внутреннего рынка, но и уверенно наращивает производственные мощности, выходя на новые технологические рубежи.
Сегодня на производственной площадке ЗИКСТО уже налажен выпуск широкой линейки железнодорожной продукции. Среди неё – грузовые платформы для перевозки контейнеров, универсальные вагоны, пассажирские вагоны различных модификаций (купейные, некупейные, штабные, багажно-почтовые), а также электропоезда серии ЭП3Д. Предприятие обеспечивает выпуск колесных пар (с буксовыми и без буксовых узлов), а также двухосных тележек для грузовых составов. Производственный цикл охватывает полный спектр операций – от резки металла и сварки конструкций до сборки, покраски и финальных испытаний.
В 2025 году завод вступает в новый этап развития. Ведётся строительство современного производственного корпуса площадью 12 тысяч квадратных метров. Планируется, что здесь будет запущен полный цикл выпуска грузового подвижного состава. С вводом нового цеха мощность предприятия увеличится до 3 000 вагонов в год, а численность персонала возрастёт до 950 человек. Более 300 новых рабочих мест будут созданы в рамках реализации масштабного инвестиционного проекта. Наряду с этим ведётся демонтаж устаревших зданий общей площадью 35 000 кв.м., а на их месте будет установлен роботизированный производственный комплекс, запуск которого запланирован до конца текущего года.
Параллельно расширяется номенклатура выпускаемой продукции. В числе приоритетных разработок – полувагоны с увеличенным объёмом кузова, вагон-цистерны для нефтепродуктов, а также пассажирские вагоны серии «45». Завод готовится к серийному выпуску 2 000 вагонов-автомобилевозов уникальной вместимости и 450 крытых вагонов в год. Также ведётся активная работа над новыми моделями пассажирского состава. Все это отражено в стратегии предприятия на 2025–2026 годы, где заложены планы по освоению таких видов продукции, как сварная тележка, усовершенствованные полувагоны и универсальные платформы.
Петропавловский завод уделяет особое внимание локализации производственных процессов. Большинство ключевых компонентов, включая цельнокатаные колёса, оси, литьё и метизную продукцию, изготавливаются на территории Казахстана. Это способствует укреплению технологической независимости предприятия и снижению зависимости от импорта. Для электропоездов освоено изготовление колесных пар, элементов интерьера, производится сборка тележек и монтаж цифровых систем, включая кондиционирование и Wi-Fi. Уровень локализации продукции постоянно растёт: цель – достичь и превысить планку в 50%.
Производство полностью сертифицировано в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 001-2011). На вагон-платформы оформлен индустриальный сертификат, а также сертификаты происхождения формы СТ-KZ. Так, доля местной составляющей в универсальной платформе составляет 34,84%, в платформе под крупнотоннажные контейнеры – 34,24%.
На ЗИКСТО уже выпускается подвижной состав по собственной конструкторской документации – это тележки, колесные пары и вагоны модели 13-6768. Кроме того, ведётся разработка технической документации на новые типы продукции, включая пассажирские и специализированные вагоны.
Спрос на продукцию стабильно высокий. По итогам 2024 года объём реализации увеличился на 23,5%, что позволило полностью сформировать портфель заказов на 2025 год. Основной рынок сбыта – внутренняя потребность страны, однако в перспективе предприятие готовится к расширению поставок на рынки СНГ и ЕАЭС.
Важную роль в развитии завода играет кадровая политика. Возрастает потребность в квалифицированных инженерно-технических специалистах – инженерах-конструкторах, технологах, операторах станков с ЧПУ. Railways Systems KZ развивает дуальное обучение и сотрудничает с образовательными учреждениями Северо-Казахстанской области. Студенты Петропавловского колледжа машиностроения и транспорта им. Б. Ашимова проходят здесь практику, а с Северо-Казахстанским университетом им. М. Козыбаева действует меморандум о партнёрстве. Будущие экологи, инженеры и технологи получают возможность приобретать практические навыки на действующем производстве.
Таким образом, Петропавловская площадка Railways Systems KZ представляет собой яркий пример современной индустриализации, сочетающей технологические инновации, развитие локального производства и кадровый потенциал. Стратегия завода направлена не только на удовлетворение внутренних потребностей, но и на укрепление позиций Казахстана как машиностроительной державы в международном пространстве.