Храмовый комплекс Байкара был обнаружен в 1956 году экспедицией известного казахского археолога Кемаля Акишева, сообщает Social Media. Раскопки этого объекта принесли совершенно неожиданные результаты – курган являлся не погребальным, а культовым сооружением скифского времени, святилищем, своеобразным храмом. Памятник характеризует материальную и духовную культуру племен Северного Казахстана в эпоху бронзы, раннего железного века, раннего и позднего средневековья.
Храмовый комплекс Байкара находится в районе Шал акына Северо-Казахстанской области, в 3,5 км севернее города Сергеевка, и относится к бронзовой эпохе, ранний железный век, раннее и позднее средневековье.
Плешаков рассказал о своей версии появления подобных комплексов на территории Северо-Казахстанской области.
«Храмовый комплекс Байкара является уникальным сооружением. Археологи привыкли, что курган обычно является местом захоронения человека. В действительности же это сооружение, хоть и имеет форму кургана, не было предназначено для захоронения. Этот так называемый курган не был насыпан, а является постройкой. Это было большое помещение, состоящее из трех больших комнат, в которых совершались какие-то обряды. По прошествии веков мы конечно можем что-то и придумать, ведь очень трудно предположить, какие обряды проводились 2,5 тысячи лет назад. Возможно там проводились обряды, предшествующие захоронению, но однозначно можно сказать, что это было храмовым сооружением, святилищем. Конечно не христианским или мусульманским, а языческим, так как ни христианства, а тем более мусульманства еще не было.
Такие сооружения имеются в нашей области, известны археологам, некоторые даже были раскопаны в ходе научных экспедиций.
В археологии есть такое понятие – Кенотаф. Это памятник, считающийся надгробным, но находящийся там, где не содержатся останки покойного, своего рода символическая могила. Кенотаф может быть установлен, если тело погибшего было утрачено или уничтожено (например, в войне, при землетрясении или пожаре), если место гибели неизвестно. Также кенотаф может быть установлен на родине умершего, если он похоронен в другой стране, и на месте бывшего погребения, откуда останки перевезены в другое место.
Кенотафы служат для увековечивания памяти об усопшем и выполнения поминальных ритуалов и представляют собой сооружения различных типов и степени сложности (курган, надгробие, гробница, склеп, памятник, бюст, стела, обелиск, мемориал, барельеф, мемориальная плита и т. д.).
При изучении этого, а так же ранее раскопанных курганов, мы пришли к выводу что это не место захоронения, а место поклонения.
Хочу отметить, что объекты данного типа находятся на определенном расстоянии друг от друга, и по моему личному мнению они обозначали границы того или иного образования – племени, рода или иного объединения людей. У каждой родоплеменной группы был свой храм. Конкретно о храмовом комплексе Байкара мы знаем давно из археологической карты Казахстана, опубликованной Кемалем Акишевичем Акишевым, советским и казахстанским археологом, одним из основателем национальной школы, совершившим находку «Золотого человека». Курган впервые обследован в 1956 году отрядом Северо-Казахстанской археологической экспедиции под его руководством.» – рассказывает Плешаков.
В последующие годы начиная с 1967 года неоднократно проводились вторичные инспекционные обследования памятника разведочными отрядами Северо-Казахстанской археологической экспедиции под руководством В. Ф. Зайберта и А. А.Плешакова. Анатолий Андреевич отмечает, что браться за раскопки столь масштабного объекта было нецелесообразно, так как работа предстояла очень большая, а финансирование, к сожалению, в те годы было недостаточным. Виктор Федорович Зайберт вспоминал, что «Раскопки на Байкаре были очень сложными, трудоемкими и иногда с драматическими аспектами, потому что это было время кризиса, не хватало элементарно солярки для машин.»
К сожалению, этот курган, как и многие другие на территории Северо-Казахстанской области, был разграблен, по словам А.А. Плешакова, во времена Петра-I.
«По его указу все,что было найдено в земле надлежало сдавать в казну, и местные жители по окончании весенне-полевых работ целыми бригадами устремлялись на «раскопки» курганов. К сожалению тогда никто не оценивал историческое и художественное значение так называемого «могильного» золота.» – сожалеет А.А. Плешаков.
Кстати, по мнению некоторых ученых на формирование коллекции скифских древностей Эрмитажа влияли в том числе и присоединение и освоение новых территорий, входящих в зону евразийской степи, к коим относились и степи современной территории Северо-Казахстанской области.
В полевые сезоны 1997-1999 годов могильник был раскопан совместной Германо-Казахстанской археологической экспедицией, в составе Евразийского отдела Германского Археологического Института (Берлин), под руководством Г. Парцингера и Северо-Казахстанской археологической экспедицией под руководством В.Ф. Зайберта.
Аркадий Анатольевич Плешаков рассказывает, что в когда в конце 90-х – годы развала и экономических трудностей, был заключен договор с Германским Археологическим Институтом о совместных раскопках – это было большой удачей.
Раскопки этого объекта принесли совершенно неожиданные результаты – курган являлся не погребальным, а культовым сооружением скифского времени, святилищем, своеобразным храмом.
«Средств у немцев было достаточно, и оценив перспективы различных потенциальных объектов для раскопок совместно выбрали «Байкару», как наиболее перспективный археологический памятник. Благодаря немецким коллегам была привлечена техника в необходимых объемах, привлечены люди, а самое главное у немцев была возможность проводить анализ датировок, после которого удалось уточнить, что курган относится к пятому веку до нашей эры, так называемому сакскому времени. Следующей датой, которую удалось установить оказалась более поздняя эпоха Сарматов. Без помощи Германского института мы бы не смогли определить сакские слои а определили бы раскопки как сарматское захоронение. С учетом же новых фактов можно предположить, что сарматы, увидев ранний курган саков, сделали дополнительный подкоп и захоронили там своего высокопоставленного военачальника. К сожалению как сакское сооружение, так и сарматское захоронение были разграблены в петровские времена, что так же было определено с помощью немецких коллег. В эту экспедицию было так же окончательно выяснено, что это не насыпной курган, как обычно бывает при захоронениях, а сложное архитектурное сооружение, в которое можно было входить. Оно состояло из тонких бревен, переплетенных более тонкими ветками, обложенных камнями, глиной и дерном.» – рассказал Анатолий Андреевич.
Он вспоминает, чтот доктор исторических наук Кемаль Акишев все время мечтал вернуться к раскопках кургана «Байкара», и когда североказахстанские археологи совместно с немецким начали раскопки и углубленное изучение памятника, приезжал на место работ и с белой завистью радовался успехам коллег.
В экспозиции музея находится только небольшое количество экспонатов могильника Байкара, основная часть коллекции находится в хранилище. В настоящее время идет обработка, систематизация и присвоение номеров каждой из находок. Большой интерес для ученых представляют украшения, изготовленные из золотой фольги. Даже после разграбления кургана общее количество извлеченных с глубины девять метров крохотных фрагментов 196 штук. Это гладкие, квадратные и полусферические нашивки в форме полумесяца, и даже фигурка птички. Так же найдена золотая пластинка с четырьмя отверстиями, которая, по мнению археологов, является обкладкой деревянного сосуда на заклепках, сохранившихся на изделии. Большая часть этих украшений, скорее всего, находилась на одежде погребенного человека. К сожалению не представляется возможным оценить, насколько богатым было это погребение. Кроме золота в кургане были обнаружены 28 каменных грузил, небольшая мотыга и другие мелкие предметы.
Главными результатами экспедиции можно считать то, что ученые впервые увидели и поняли конструкцию этого сооружения. Так же были найдено множество интересных находок, представляющих прежде всего историческую ценность, открывающих новые знания о том, чем занимались наши предки. Например были найдены останки рыболовной сети, что говорит о том, что еще за пять веков до нашей эры люди занимались рыболовством. Из этого можно сделать вывод что и в дальнейшем более поздние жители этих мест, в том числе и казахи, так же занимались рыболовством, как вспомогательным промыслом. Ведь, как говорит А.А. Плешаков, очень естественно, когда рядом со скотоводством шли сопутствующие промыслы, такие как охота и рыболовство соответственно.
Кстати, кроме собственно Байкары рядом были раскопаны еще несколько курганов. Один из них, уже являвшийся действительно захоронением состоял из трех могил. Центральная могила была, как и многие, ограблена, а одна из боковых могил сохранилась. Как оказалось там была захоронена женщина почему то со связанными за спиной руками, и это еще одна из загадок, которую предстоит решить будущим поколениям ученых.
В этих же местах были раскопаны несколько курганов бронзовой эпохи. А.А. Плешаков рассказывает, что раньше считалось что эпоха бронзы – это начало второго тысячелетия до нашей эры, но после получения датировок из германского института археологии оказалось что находки, найденные в районе Байкары относятся к еще более ранним периодам, а это очень сильно поменяет некоторые уже давно сформировавшиеся научные утверждения.
По итогам трехлетних исследований экспедиции была написана и вышла на немецком и русском языках книга. Она была издана в Германии ограниченным тиражом, и к сожалению не распространялась на территории СНГ, и была доступна только ученым Европы.
В 2022 году Центром по охране и использованию историко-культурного наследия в рамках комплексного плана по развитию СКО была проведена реконструкция с целью музеефикации этого исторического объекта, чтобы сделать его туристическим и доступным для посещения. Этому способствует и то, что он находится в непосредственной близости от города Сергеевки и нескольких сотнях метров от республиканской трассы. Курган полностью восстановлен, включая саму многослойную насыпь и погребальные помещения. Музеефикация объекта обошлась республиканскому бюджету в 55 миллионов тенге.
Аркадий Андреевич Плешаков говорит, что чем больше мы с каждым годом узнаем о жизни людей прошлого, тем больше мы понимаем, что есть еще много неизученного, огромное количество тайн, которые будут открываться по мере изучения множества археологических памятников, которые еще ждут своего часа. Работы в этом направлении хватит еще не одному поколению археологов.