Храмовый комплекс Байкара был обнаружен в 1956 году экспедицией известного казахского археолога Кемаля Акишева, сообщает Social Media. Раскопки этого объекта принесли совершенно неожиданные результаты – курган являлся не погребальным, а культовым сооружением скифского времени, святилищем, своеобразным храмом. Памятник характеризует материальную и духовную культуру племен Северного Казахстана в эпоху бронзы, раннего железного века, раннего и позднего средневековья.
Храмовый комплекс Байкара находится в районе Шал акына Северо-Казахстанской области, в 3,5 км севернее города Сергеевка, и относится к бронзовой эпохе, ранний железный век, раннее и позднее средневековье.
Плешаков рассказал о своей версии появления подобных комплексов на территории Северо-Казахстанской области.

Такие сооружения имеются в нашей области, известны археологам, некоторые даже были раскопаны в ходе научных экспедиций.

Кенотафы служат для увековечивания памяти об усопшем и выполнения поминальных ритуалов и представляют собой сооружения различных типов и степени сложности (курган, надгробие, гробница, склеп, памятник, бюст, стела, обелиск, мемориал, барельеф, мемориальная плита и т. д.).
При изучении этого, а так же ранее раскопанных курганов, мы пришли к выводу что это не место захоронения, а место поклонения.

В последующие годы начиная с 1967 года неоднократно проводились вторичные инспекционные обследования памятника разведочными отрядами Северо-Казахстанской археологической экспедиции под руководством В. Ф. Зайберта и А. А.Плешакова. Анатолий Андреевич отмечает, что браться за раскопки столь масштабного объекта было нецелесообразно, так как работа предстояла очень большая, а финансирование, к сожалению, в те годы было недостаточным. Виктор Федорович Зайберт вспоминал, что «Раскопки на Байкаре были очень сложными, трудоемкими и иногда с драматическими аспектами, потому что это было время кризиса, не хватало элементарно солярки для машин.»
К сожалению, этот курган, как и многие другие на территории Северо-Казахстанской области, был разграблен, по словам А.А. Плешакова, во времена Петра-I.
«По его указу все,что было найдено в земле надлежало сдавать в казну, и местные жители по окончании весенне-полевых работ целыми бригадами устремлялись на «раскопки» курганов. К сожалению тогда никто не оценивал историческое и художественное значение так называемого «могильного» золота.» – сожалеет А.А. Плешаков.

В полевые сезоны 1997-1999 годов могильник был раскопан совместной Германо-Казахстанской археологической экспедицией, в составе Евразийского отдела Германского Археологического Института (Берлин), под руководством Г. Парцингера и Северо-Казахстанской археологической экспедицией под руководством В.Ф. Зайберта.
Аркадий Анатольевич Плешаков рассказывает, что в когда в конце 90-х – годы развала и экономических трудностей, был заключен договор с Германским Археологическим Институтом о совместных раскопках – это было большой удачей.
Раскопки этого объекта принесли совершенно неожиданные результаты – курган являлся не погребальным, а культовым сооружением скифского времени, святилищем, своеобразным храмом.
«Средств у немцев было достаточно, и оценив перспективы различных потенциальных объектов для раскопок совместно выбрали «Байкару», как наиболее перспективный археологический памятник. Благодаря немецким коллегам была привлечена техника в необходимых объемах, привлечены люди, а самое главное у немцев была возможность проводить анализ датировок, после которого удалось уточнить, что курган относится к пятому веку до нашей эры, так называемому сакскому времени. Следующей датой, которую удалось установить оказалась более поздняя эпоха Сарматов. Без помощи Германского института мы бы не смогли определить сакские слои а определили бы раскопки как сарматское захоронение. С учетом же новых фактов можно предположить, что сарматы, увидев ранний курган саков, сделали дополнительный подкоп и захоронили там своего высокопоставленного военачальника. К сожалению как сакское сооружение, так и сарматское захоронение были разграблены в петровские времена, что так же было определено с помощью немецких коллег. В эту экспедицию было так же окончательно выяснено, что это не насыпной курган, как обычно бывает при захоронениях, а сложное архитектурное сооружение, в которое можно было входить. Оно состояло из тонких бревен, переплетенных более тонкими ветками, обложенных камнями, глиной и дерном.» – рассказал Анатолий Андреевич.
Он вспоминает, чтот доктор исторических наук Кемаль Акишев все время мечтал вернуться к раскопках кургана «Байкара», и когда североказахстанские археологи совместно с немецким начали раскопки и углубленное изучение памятника, приезжал на место работ и с белой завистью радовался успехам коллег.

Главными результатами экспедиции можно считать то, что ученые впервые увидели и поняли конструкцию этого сооружения. Так же были найдено множество интересных находок, представляющих прежде всего историческую ценность, открывающих новые знания о том, чем занимались наши предки. Например были найдены останки рыболовной сети, что говорит о том, что еще за пять веков до нашей эры люди занимались рыболовством. Из этого можно сделать вывод что и в дальнейшем более поздние жители этих мест, в том числе и казахи, так же занимались рыболовством, как вспомогательным промыслом. Ведь, как говорит А.А. Плешаков, очень естественно, когда рядом со скотоводством шли сопутствующие промыслы, такие как охота и рыболовство соответственно.
Кстати, кроме собственно Байкары рядом были раскопаны еще несколько курганов. Один из них, уже являвшийся действительно захоронением состоял из трех могил. Центральная могила была, как и многие, ограблена, а одна из боковых могил сохранилась. Как оказалось там была захоронена женщина почему то со связанными за спиной руками, и это еще одна из загадок, которую предстоит решить будущим поколениям ученых.
В этих же местах были раскопаны несколько курганов бронзовой эпохи. А.А. Плешаков рассказывает, что раньше считалось что эпоха бронзы – это начало второго тысячелетия до нашей эры, но после получения датировок из германского института археологии оказалось что находки, найденные в районе Байкары относятся к еще более ранним периодам, а это очень сильно поменяет некоторые уже давно сформировавшиеся научные утверждения.
По итогам трехлетних исследований экспедиции была написана и вышла на немецком и русском языках книга. Она была издана в Германии ограниченным тиражом, и к сожалению не распространялась на территории СНГ, и была доступна только ученым Европы.
В 2022 году Центром по охране и использованию историко-культурного наследия в рамках комплексного плана по развитию СКО была проведена реконструкция с целью музеефикации этого исторического объекта, чтобы сделать его туристическим и доступным для посещения. Этому способствует и то, что он находится в непосредственной близости от города Сергеевки и нескольких сотнях метров от республиканской трассы. Курган полностью восстановлен, включая саму многослойную насыпь и погребальные помещения. Музеефикация объекта обошлась республиканскому бюджету в 55 миллионов тенге.


