В системе образования Северо-Казахстанской области работают порядка 16 тысяч педагогов. Из них около 12 тысяч трудятся в системе общего среднего образования. Глава государства неоднократно отмечал важную роль учителя в формировании интеллектуального потенциала нации и необходимость повышения престижа этой профессии. В связи с этим в стране в 2019 году был принят Закон «О статусе педагога». За это время в сфере образования произошло много положительных изменений. О них и рассказали в ходе минувшего брифинга, передаёт Social Media.
Руководитель управления образования региона Айнагуль Сураганова отметила, что ведомством осуществляется постоянный контроль за соблюдением требований Закона Республики Казахстан «О статусе педагога». В образовательных коллективах ежегодно проводятся совещания по разъяснению норм и недопустимости привлечения педагогов к выполнению несвойственных функций.
Гульнар Таласбаева, руководитель Департамента по обеспечению качества в сфере образования Северо-Казахстанской области в ходе брифинга отметила, что в документе особое внимание уделено укреплению прав и социального положения педагогов. Кроме того, она подчеркнула, что была проделана большая работа по увеличению заработной платы учителям. В рамках исполнения поручения Главы государства с 2020 по 2023 годы обеспечено 100% повышение зарплаты педагогов. Оплата труда педагогов детских садов повысилась на 30%, а мастерам производства в колледжах было установлена доплата до 35%.
Кроме того, впервые с 2020 года по поручению Президента учреждена государственная награда за выдающиеся достижения перед государством «Қазақстанның еңбек сіңірген ұстазы». В настоящее время ею награждены 74 педагога страны. В их числе есть и представители Северо-Казахстанской области.
«Запущена Национальная платформа непрерывного профессионального развития «Ұстаз». Платформа позволяет педагогам не только отслеживать личные профессиональные достижения, но и анализировать свою деятельность и результаты учеников, совершенствовать методику преподавания, фиксировать участие в профессиональных и образовательных мероприятиях. Результаты используются при прохождении аттестации с соблюдением таких ключевых принципов, как валидность, надежность и объективность. Также внесены изменения в приказ №83 «Правила и условия аттестации». Одно из них – педагоги всех должностей освобождаются от сдачи ОЗП и проходят комплексное обобщение результатов деятельности при подтверждении ранее присвоенной квалификационной категории по действующей системе педагогами, имеющими педагогический стаж 30 и более лет», – отметила Гульнар Таласбаева.
Также Министерство просвещения страны успешно продолжает реализовывать проект по формированию нового корпуса управленцев «1000 лидеров изменений в образовании» по принципу кадрового резерва. Как отметили в ходе брифинга, программа позволяет резервистов назначать руководителями организации образования вне конкурса, с присвоением квалификационного уровня с соответствующей оплатой труда.
«Во всех организациях образования функционируют Советы по педагогической этике. Функционируют модули в НОБД: нарушения педагогической этики и защита прав педагогов. В 20 территориальных Департаментах по обеспечению качества в сфере образования функционируют Советы по педагогической этике. В состав Совета вошли: педагог-исследователь, педагог-мастер, обладатель звания «Лучший педагог», ветеран педагогического труда, представители управления образования, отдела образования, организаций повышения квалификации и региональных методических центров, представитель профсоюзов, осуществляющих деятельность в отрасли образования», – сообщили в ходе брифинга.
В 2025 году было проведено Департаментом 4 заседания Совета по педагогической этике. В ходе них рассматривались вопросы о нарушении принципа «академической честности» на первом этапе Республиканской олимпиады по общеобразовательным предметам для сельских школьников, о соблюдении норм педагогической этики и прочее.
«В Национальной образовательной базе данных имеется вкладка «Педагогическая этика и защита прав педагога». Департаментом по обеспечению качества в сфере образования в данную вкладку вносятся данные педагогов, нарушивших нормы педагогической этики и Закона РК «О статусе педагога». Нарушивших законодательство о статусе педагога по СКО в 2024 году – 2. На данный период текущего года нарушений норм не наблюдалось», – подчеркнула спикер.
Также в ходе брифинга было отмечено, что на пленарном заседании Августовской конференции на тему «Білім келешегі: адал азамат, кәсіби маман» Касым-Жомарт Токаев поставил ряд задач, одной из которых является вопрос защиты прав педагогов. Он предложил внести поправки в Закон «О статусе педагога» для защиты прав учителей.
Департаментом проделана определенная работа по внесению изменений в Закон. Создана рабочая группа из числа руководителей организаций образования и учителей. Поступившие предложения были обсуждены и направлены в Комитет по обеспечению качества в сфере образования Министерства просвещения Республики Казахстан.