Вся жизнь – одно сплошное телевидение – так можно сказать о Раисе Гарифовне Бикмухаметовой, более сорока лет отдавшей этому виду искусства, стоявшей у истоков создания местной теле-индустрии, сообщает Social Media. Этой женщине довелось родиться и жить в эпоху перемен, суметь преодолеть психологические испытания в суровые девяностые, выстоять, пережить угрозы и рушащиеся идеалы.
В трудные времена, когда почва уходила из-под ног, ей удалось обрести надежду и уверенность и через телевизионный экран донести их до зрителей. Можно уверенно сказать, что в той ли иной степени почти каждому жителю области знакомо имя этой уникальной личности, внесшей большой вклад в развитие не только города, но и региона в целом.
Раиса Мамлютова-Бикмухаметова, член союза журналистов Казахстана, Заслуженный работник культуры Республики Татарстан, Почетный гражданин Северо-Казахстанской области начала работать на Петропавловской студии телевидения после окончания КазНу в Алматы. Ей было тогда двадцать два года, но переступила порог студии она еще будучи пятнадцатилетней девчонкой.
В шестидесятые стихи писали все. О Родине, о мире. Не стала исключением и Раиса Бикмухаметова. Юношеский максимализма требовал правды, света, патриотизма. м В 1962 году по Петропавловскому телевидению в конкурсе школьников-поэтов прозвучали стихи восьмиклассницы Раисы Бикмухаметовой. Кстати, как отмечает сама Р. Бикмухаметова, именно на эти годы выпали становление ее гражданской позиции и выбор профессии.
«После того, как я стала победителем конкурса юных поэтов Петропавловска меня пригласили сюда. Невиданное чудо – ТВ. Оно только зарождалось и вот я пришла в этот павильон и читала громко свои стихи – а это годы полета Гагарина, ТВ только еще входит в дом – это поэзия Евтушенко, Рождественского, а телевизоров не было и мои родители все побежали смотреть говорят, там Рая Мамлютова выступает.» – рассказывает Раиса Гарифовна. Так началось ее знакомство с удивительным миром ТВ.
Родилась Раиса Бикмухаметова в Петропавловске в послевоенное время в семье железнодорожников. Отец – Гарифулла Мамлютов, фронтовик, участник двух войн, награжденный орденами и медалями, работал в линейном отделе милиции и локомотивном депо. В 1962 году, когда в семье Мамлютовых уже подрастало пятеро детей, мама Бибикамал, добрая и гостеприимная хозяйка, ушла из жизни. Это стало страшным испытанием для пятнадцатилетней Раисы. Соседи советовали отдать детей в приют, но отец решил все делать сам: готовил детям еду, топил печь и продолжал работать, а Раиса, будучи старшей дочерью, помогала во всем с младшими и выполняла множество домашних обязанностей.
В 1971 году, после окончания факультета журналистики Казахского государственного университета, Раиса Гарифовна приехала на родину в Петропавловск и стала редактором детско-молодежного вещания на телестудии. Студенческие годы были связаны с поэзией и публикациями статей для местных газет. В стенах альма-матер студенты научились снимать на кинокамеру пейзажи в горах Алатау, интервью и небольшие зарисовки. Именно в КазГУ Раиса Бикмухаметова влюбилась в жанр тележурналистики и ни разу не пожалела о том, что ее творческая биография была целиком и полностью связана с телевидением.
Свои первые шаги на петропавловской студии молодая журналистка Раиса Бикмухаметова сделала в детско-юношеской редакции. Как вспоминает Раиса Гарифовна, огромный павильон всегда был полон гостей, целый день – репетиции, а вечером – в эфир. Программы «Софит», «Петр Павлович идет по городу», «Сельские встречи», клуб творческой интеллигенции «Самал», “Зори”, КВНы были очень популярны. Именно в те годы творческие группы североказахстанцев становились участниками всесоюзных фестивалей, и всегда находились в тройке лидеров. А фильм «Гагаринские строки в биографии», автором которого явилась Раиса Бикмухаметова, признан одним из лучших на фестивале «Жолдас».
Кстати, телевизионные конкурсы – это особая страница в истории Петропавловской студии телевидения. Темы целины, студенчества, физиков и лириков были ведущими на фестивалях молодежных программ республики, и работы Раисы Бикмухаметовой не раз награждались дипломами лауреата фестивалей.
«Телевидение – это образ жизни, – считает Раиса Гарифовна. – Журналист подает идею, раскручивает ее, никогда не дает покоя операторам и режиссерам своими задумками, а потом, когда снят репортаж или фильм, все получают удовлетворение от своей работы. И где бы ты ни был, по каким городам и странам ни путешествовал, в душе ты все равно остаешься журналистом».
Раиса Гарифовна является не только свидетелем, но и участникам исторических событий прошлых лет. Вместе с дружной командой петропавловской телестудии они освещали и годы перестройки, и годы становления Независимого Казахстана.
Раиса Гарифовна отмечает, что с возрастом начинаешь философствовать и и принимать окружающий мир как единое целое, независимо от жизненных перипетий. По ее мнению неоспоримо одно – человечество стремится к лучшему.
«Родиться и жить в эпоху перемен не только сложно и противоречиво, главное – суметь преодолеть психологические испытания на новом витке развития общества. Как человеку выстоять, пережить угрозы и рушащиеся идеалы, как шагнуть вперед и принять иные условия бытия? Казалось, почва уходит из-под ног, пугает неизвестность, нет привычных понятий, но со временем появлялись надежда и уверенность.
Объяснять людям суть происходящего, помочь им разобраться в деталях нововведений старались и мы – телевизионщики. Вообще-то, для творческих людей, эпоха перемен – это шанс для более глубокого взгляда на мироздание, на значение добра и света, причем, очень ответственный. Ведь каждый наш репортаж, сюжет – это человеческая драма на жестком изгибе истории. Люди искренне рассказывают о себе и своих проблемах. Факты, порой безнадежно тупиковые или скандальные. События того времени – конца восьмидесятых и начала девяностых – чрезвычайной важности.» – делится своими мыслями корифей тележурналистики Раиса Бикмухаметова.
За годы работы Раиса Гарифовна создала богатейший архив Северо-Казахстаского телевидения: «Шанырак» – Летопись независимости, «Истории река», «Отцы и дети», «Репрессии – хроника и жертвы», «Патриот», «Поклонимся великим тем годам».
Проработав на областном телевидении около 40 лет, Раиса Гарифовна часто задумывалась о том, что надо снять серию документальных очерков о людях Северного Казахстана: «Сколько их вокруг – замечательных, легендарных земляков! Конечно, за годы своей творческой деятельности я неоднократно рассказывала о них в репортажах и исторических фильмах, но хотелось чего-то большего… Уже подошли к концу нашумевшие 90-е годы прошлого столетия, но еще не утихли политические страсти после распада СССР, а в людских душах поселилась неуверенность в завтрашнем дне. И во всей этой суете жили и добросовестно выполняли свой гражданский долг люди, которые и составляют нашу историю. Писатели, поэты, художники, учителя, спортсмены. Нет, я не хочу сказать, что кто-то из них был в стороне от преобразований, просто в любой ситуации профессионалы оставались верны себе». – размышляет Р. Бикмухаметова.
«Земляки» – под таким названием появился в эфире документальный цикл телевизионных очерков, который Раиса Гарифовна с коллегами создавала на протяжении пяти лет. Серия из 38 фильмов, рассказывает о самых разных периодах жизни нашей области и людях, которые являются гордостью Северного Казахстана: участники Первой мировой и Великой Отечественной войн, жертвы массовых политических репрессий, первоцелинники, ученые, музыканты, заводчане, журналисты…
Раиса Гарифовна вместе с коллегами сможет дополнила хронику истории минувшего XX века, а портреты уже ушедших и ныне здравствующих земляков отразили целую эпоху нашего региона.
«Пересматривая через некоторое время весь сериал снова и снова, как бы возвращаясь во время молодости и становления моих героев, я поняла, что надо сохранить эти прекрасные мгновения нашей истории, которые мне, как журналисту, повезло запечатлеть. В фильмах отражены имена нескольких сотен земляков, которые защищали Отечество и обустраивали наши города и села, сохраняли культуру и историю родного края», – отмечает Р. Бикмухаметова. Так была написана книга «Земляки», ставшая печатной версией цикла программ. Надо отметить, что это была уже шестая книга тележурналиста Бикмухаметовой. Можно с уверенностью сказать, что каждая из книг стала культурным и историческим достоянием СКО, и будем надеяться, что автор не собирается останавливаться на достигнутом, так как ей есть о чем еще рассказать читателям. Талантливый человек талантлив во всем» – этот броский афоризм, как нельзя более точно, отражает личность и судьбу заслуженного журналиста, и заставляет восхищаться многообразием сфер человеческой деятельности, в которых она себя реализовала.
Ведь кроме журналистики Раиса Гарифовна почти четверть века возглавляла татаро-башкирский культурный центр «Дуслык», являлась членом Ассамблеи народа Казахстана с самых первых лет ее создания. Более тридцати лет назад вместе с директором завода им. С.М. Кирова М. Сутюшевым и заслуженным учителем Р. Давлетгиреевой, она стояла у истоков татаро-башкирского центра «Дуслык» и участвовала в организации первых сабантуев в Петропавловске. Но все-таки первой и единственной любовью Раисы Бикмухаметовой всегда было телевидение.
«Телевидение для меня – особый мир с его героями. Человек, любящий эту нелегкую и чрезвычайно интересную работу, делает ее всегда профессионально, честно и до конца.» – говорит Раиса Гарифовна Бикмухаметова, член союза журналистов Казахстана, Заслуженный работник культуры Республики Татарстан, Почетный гражданин Северо-Казахстанской области.